- ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Положение о проведении Республиканского водного конкурса исследовательских проектов (далее – Конкурс) разработано в соответствии с Положением о Министерстве образования Республики Беларусь, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 августа 2011 г. № 1049, Инструкцией о порядке проведения республиканских мероприятий учреждениями дополнительного образования детей и молодежи с участием обучающихся, утвержденной Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 59, Инструкцией о порядке проведения республиканских образовательных мероприятий с участием учащихся, получающих общее среднее образование, направления учащихся на международные образовательные мероприятия, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 3 октября 2013 г. № 91.
- ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КОНКУРСА
ЦЕЛЬ:
развитие научно-исследовательской, инновационной, научно-технической и социально-активной деятельности учащихся, направленной на решение проблем водных ресурсов.
ЗАДАЧИ:
повышение интереса учащихся к вопросам изучения водных ресурсов;
поиск решения проблем водопользования населением, выявление и устранение источников загрязнения водных объектов, изучение и сохранение водных сообществ;
развитие социальной активности учащихся в области экологического просвещения по рациональному использованию водных ресурсов, участие в сохранении качества водных объектов;
стимулирование работы с одаренной молодежью в области научно-исследовательской, научно-технической и социально-активной деятельности, направленной на решение проблем водных ресурсов;
отбор учащихся для включения в состав команды Республики Беларусь для участия в международных образовательных мероприятиях.
- ОРГАНИЗАТОРЫ КОНКУРСА
Министерство образования Республики Беларусь;
учреждение образования «Республиканский центр экологии и краеведения» совместно с производственным унитарным предприятием «Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия»;
управления образования облисполкомов, комитет по образованию Минского горисполкома (далее – Организаторы).
- УЧАСТНИКИ КОНКУРСА
Учащиеся (14-17 лет) учреждений общего среднего образования и учреждений дополнительного образования детей и молодежи.
Конкурс является республиканским этапом Международного конкурса научно-исследовательских и прикладных проектов учащихся по сохранению водных ресурсов «Стокгольмский Юниорский Водный Приз» (Stockholm Junior Water Prize – SJWP), который проходит ежегодно с 1991г. в рамках Всемирной недели воды (World Water Week) в г. Стокгольме (Швеция) под патронажем кронпринцессы Швеции Виктории.
- СРОКИ И ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА
Конкурс проводится в три этапа:
5.1. Первый этап – отборочный (областной), проводится путем заочной оценки проектов зарегистрированных участников.
Регистрация участников и прием материалов на первый (отборочный) этап Конкурса проводится до 10 марта 2018 года по адресу:
220114, г. Минск, ул. Макаёнка, 8, Учреждение образования «Республиканский центр экологии и краеведения» с пометкой «Республиканский Юниорский Водный Конкурс» и/или по электронному адресу belaruswaterprize@gmail.com.
Количественный состав участников первого (отборочного) этапа Конкурса определяется на основании поданных заявок.
Дополнительно отборочный этап Конкурса проходит в рамках республиканского конкурса научных биолого-экологических работ (проектов) учащихся учреждений общего среднего образования и учреждений дополнительного образования детей и молодежи.
5.2. Второй этап – республиканский, проводится в учреждении образования «Республиканский центр экологии и краеведения» по адресу: 220114, г. Минск, ул. Макаёнка, 8. Второй этап проходит в форме очной защиты проектов, которая состоится 24 марта 2018 года. К защите допускаются работы, набравшие наибольший балл по результатам заочного тура. Количество участников второго (республиканского) этапа определяется членами жюри, оргкомитетом Конкурса, но должно составлять не менее 10 % от количества участников первого этапа.
5.3. Третий этап – международный финал, состоится с августа по сентябрь 2018 года в г. Стокгольм, Швеция. Один проект - победитель второго (республиканского) этапа представляет страну в финале.
С целью эффективного решения поставленных задач для проведения Конкурса привлекаются специалисты учреждений высшего образования Республики Беларусь, сотрудники научно–исследовательских институтов Национальной академии наук Беларуси, учреждений общего среднего образования, учреждений дополнительного образования детей и молодежи, а также специалисты соответствующих направлений из иных организаций.
- ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА
6.1. Подготовку и проведение Конкурса обеспечивают:
на первом этапе – управления образования облисполкомов, комитет по образованию Минского горисполкома, Республиканский центр экологии и краеведения;
на втором этапе – Министерство образования.
6.2. Конкурс объявляется приказом. В приказе утверждаются:
состав организационного комитета Конкурса (далее – оргкомитет); состав жюри Конкурса (далее - жюри);
сроки проведения этапов Конкурса.
6.3. В состав оргкомитета конкурса могут включаться представители соответствующих государственных органов управления образования, учреждений образования, научно-исследовательских институтов и иных организаций.
6.4. Оргкомитеты на каждом из этапов Конкурса:
осуществляют непосредственное руководство подготовкой и проведением Конкурса;
обеспечивают информирование о сроках проведения Конкурса;
разрабатывают, и утверждают программы и формы проведения Конкурса;
принимают к рассмотрению заявки на участие в Конкурсе;
формируют и утверждают на основании поданных заявок состав участников Конкурса;
формируют жюри Конкурса в составе не более 3-х человек;
осуществляет информационное обеспечение конкурса на этапах подготовки и проведения конкурса;
подводят итоги, награждают победителей Конкурса.
6.5. Оргкомитет первого (отборочного) этапа Конкурса:
осуществляет анализ результатов проведения этапа и представляет в оргкомитет второго (республиканского) этапа Конкурса итоговые протоколы заседания жюри;
оргкомитет имеет право приглашения к участию в Конкурсе участников других конкурсов, проходящих на территории Республики Беларусь.
6.6. Оргкомитет второго (республиканского) этапа Конкурса:
определяет состав участников второго (республиканского) этапа Конкурса на основании заявок, предоставленных оргкомитетами первого (отборочного) этапа Конкурса;
анализирует, обобщает итоги второго (республиканского) этапа Конкурса и представляет отчет о его проведении в Министерство образования;
имеет право отклонить работу, не соответствующую требованиям настоящего положения;
осуществляет информационное обеспечение Конкурса на этапах подготовки, проведения и анализа результатов;
формирует состав участников команды Республики Беларусь для участия в международных образовательных мероприятиях.
- ПОРЯДОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ОФРМЛЕНИЯ РАБОТ
7.1. Для участия в Конкурсе в оргкомитет необходимо представить следующие документы (в электронном или печатном виде):
заявку, оформленную согласно Приложению 1;
работу, написанную на одном из государственных языков;
дополнительные электронные материалы (видеоматериалы, электронные презентации), необходимые для представления работы (если таковые имеются).
7.2. Оформление заявки предпочтительно научным руководителем работы либо руководителем организации.
7.4. В Конкурсе могут принимать участие, как индивидуальные работы, так и выполненные группой учащихся в составе не более 2 человек.
7.5. На Конкурс представляются самостоятельно выполненные научные работы, технические изобретения, разработанные новые методики, а также социальные проекты, которые направлены на изучение водных ресурсов региона любого масштаба, предотвращение загрязнения водной среды и улучшения ее качества, решение проблем питьевой воды и водоснабжения, рационального водопользования на любом уровне (далее – работы).
Все материалы должны быть оформлены согласно правилам и соответствовать всем требованиям данного положения.
Текст работы, представляемой на конкурс, должен быть четко структурирован и содержать следующую информацию по разделам:
титульный лист: официальное название учреждения образования, которое представляет работу, название работы, Ф.И.О. автора, место учебы и класс, Ф.И.О. научного руководителя, место работы и должность, внизу страницы указывается название населенного пункта и год;
введение: краткое обоснование, в котором раскрывается изучаемая проблема, ее актуальность, значимость, цели и задачи, а также благодарности, объем введения 1-2 страницы;
литературный обзор – в виде отдельной главы, в которой приводится анализ литературных данных по изучаемой или решаемой проблеме, в конце литературного обзора приводится краткое заключение с обоснованием места и значения представляемой работы среди уже существующих сведений и разработок, объем раздела может составлять 2-3 страницы;
материалы и методы – глава, в которой дается описание объектов и предметов исследования, указываются все используемые методы с обязательными ссылками на источники; если в работе представлена собственная разработанная методика, то дается ее подробное описание; объем раздела 1-2 страницы;
результаты и их обсуждение – оформлены в одну или несколько глав, представляются основные результаты работы и их анализ и обсуждение; объем раздела 7-10 страниц;
выводы либо заключение – раздел, где лаконично изложены основные научно-значимые и прикладные результаты работы; объем раздела 1-2 страницы;
список литературы – приводятся все источники, использованные в ходе работы, включая электронные и Интернет-ресурсы; на все источники должны быть ссылки в тексте работы, оформленные открытым (Автор, год) или закрытым [номер в списке] способом;
приложение (по необходимости)– приводятся сопутствующие материалы, необходимые для представления результатов работы, но не являющиеся ее презентацией.
Работа представляется в виде печатного документа (рукопись работы) и/или электронного документа в формате .doc, .docx, созданного в приложении Microsoft Word. Текст документа должен быть набран шрифтом Times New Roman, кегль 12, одинарный междустрочный интервал, абзацный отступ 1,25 см. Поля страницы: верхнее и нижнее по 2 см, левое 3 см, правое 1,5 см. Объем документа не должен превышать 20 страниц без учета приложений.
Работы большего объема, а также не соответствующие техническим требованиям, не рассматриваются.
7.6. Дополнительный материал, необходимый для представления работы, представляет собой другие материалы и файлы, которые невозможно включить в основное содержание работы. Он может состоять из медиа-, аудио-или видеофайлов, которые раскрывают либо доказывают достижения самой работы, но не являются ее презентацией.
7.7. К участию в конкурсе не допускаются:
реферативные и описательные работы;
работы, содержащие плагиат и нарушающие права других авторов;
работы, являющиеся участниками конкурсов прошлых лет, без доработки в научной содержательной части более чем на 25 %;
работы, представленные позже установленного срока или представленные с нарушением требований п.15-17 настоящего положения, не допускаются к рассмотрению членами жюри.
7.9. Работы, принявшие участие во втором (республиканском) этапе конкурса, авторам не возвращаются.
7.10. Для второго (республиканского) этапа конкурса используются материалы работы, представленные на заочный тур, а также финалисты должны подготовить работу для защиты перед членами жюри.
7.11. Допускаются два варианта представления работы к защите: в виде постера и в виде мультимедиа презентации, подготовленных на английском языке.
7.12. Требования к постерам:
формат А1 и более, книжной или альбомной ориентации;
распечатан в типографии либо изготовлен вручную;
должен содержать максимальное количество наглядного материала, текстовая информация должна быть минимальная и крайне необходимая;
должен помогать в представлении работы в ходе доклада, а не являться самим докладом.
7.13. Требования к мультимедиа презентации:
предпочтительно изготовление файла для презентации в пакете Microsoft Power Point;
презентация должна быть выполнена в строгом академическом стиле, без использования анимационных и автоматизированных приемов;
на слайдах должен располагаться только демонстрационный материал, помогающий представлению работы, текстовый материал должен быть сведен к минимуму.
7.14. Допускается замена докладчика(ов) на втором (республиканском) этапе конкурса, в связи с невозможностью его участия (болезнь или другие уважительные причины) только на соавтора работы. В этом случае руководитель должен незамедлительно проинформировать оргкомитет и прислать уточненную заявку.
- ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ И ЗАЩИТЫ РАБОТ
8.1. Работы, представленные на всех этапах Конкурса, проходят экспертную оценку жюри. Состав жюри формируется из специалистов в области биологии и экологии, имеющих опыт в исследовательской деятельности в соответствующей области научных исследований. Жюри возглавляет председатель.
8.2. Жюри имеет право отклонить работу, не соответствующую требованиям настоящего положения;
8.3. Жюри имеют право провести проверку присланных материалов на плагиат и, в случае его выявления, отклонить заявку с уведомлением авторов, руководителей работы и руководства организации, в которой работа выполнялась;
8.4. Жюри на всех этапах Конкурса: проводят экспертную оценку представленных на конкурс научных работ и их очной защиты; оформляют протоколы оценки работ по формам согласно приложениям 2 и 3, определяют состав победителей;
8.5. На первом (отборочном) этапе конкурса члены жюри оценивают материалы проекта по форме согласно приложению 2 и сдают оценочные листы в оргкомитет.
8.6. На втором (республиканском) этапе каждый член жюри индивидуально оценивает защиту проекта в соответствии с формой согласно приложению 3 по следующим критериям:
актуальность исследования и его практическая значимость для сохранения водных ресурсов;
методология работы;
самостоятельность выполнения исследования;
степень владения собственными и литературными данными в области исследования (профессионализм);
подача материала (доклад);
умение отвечать на вопросы;
уровень оформления научного материала;
уровень владения английским языком.
8.7. Очередность выступления участников конкурса определяется членами жюри. Регламент выступления – 15 минут (10 минут – устный доклад,5 минут – ответы на вопросы жюри).
Жюри вправе остановить выступление участника конкурса, превысившего установленный регламент.
8.8. На втором (республиканском) этапе Конкурса при защите работ присутствуют обязательно: участники конкурса (учащиеся), члены жюри и секретарь. Допускается присутствие научных руководителей и сопровождающих лиц участников, представителей прессы и других заинтересованных слушателей в случае наличия свободных мест в помещении и без права выступления и участия в дискуссиях.
8.9. Баллы, полученные за работу и ее устную защиту, суммируются и составляют итоговый результат, на основании которого составляется рейтинг участников и определяются победители конкурса.
8.10. Решение жюри Конкурса по определению победителей является окончательным и оформляется итоговым протоколом по форме согласно приложению 4.
8.11. Оценочные ведомости, протоколы являются внутренними документами Конкурса и не подлежат оглашению.
8.12. Апелляция и изменение результатов Конкурса после подведения итогов не предусмотрены.
- ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ КОНКУРСА И НАГРАЖДЕНИЕ.
9.1. На всех этапах Конкурса на основании итоговых протоколов жюри определяются победители, которые награждаются дипломами I, II и III степени:
на первом (отборочном) этапе – соответствующих управлений образования облисполкомов, комитета по образованию Минского горисполкома;
9.2. На втором (республиканском) этапе – учреждения образования «Республиканский центр экологии и краеведения» и производственного унитарного предприятия «Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия».
Устанавливается следующее количество призовых мест: I место – одно; II место – два; III место – два.
9.3. Список победителей второго (республиканского) этапа Конкурса утверждается приказом директора Республиканского центра экологии и краеведения.
9.4. Жюри вносит предложения в оргкомитет Конкурса по составу участников команды Республики Беларусь для участия в международных образовательных мероприятиях.
9.5. Автор(ы) работы, занявшей первое место примут участие в Международном финале SJWP в г. Стокгольме (Швеция).
9.6. Финансирование второго (республиканского) этапа Конкурса осуществляется учреждением образования «Республиканский центр экологии и краеведения» совместно с производственным унитарным предприятием «Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия»;
9.7. Финансирование участия в Международном конкурсе регламентируется соглашениями между учреждением образования «Республиканский центр экологии и краеведения» со Стокгольмским Международным Водным Институтом и производственным унитарным предприятием «Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия».
- ФОРМИРОВАНИЕ КОМАНДЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ДЛЯ УЧАСТИЯ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ
10.1. Победители Конкурса представляют Республику Беларусь в Международном финале Стокгольмского юниорского водного конкурса, который проходит во время ежегодного Форума Всемирной недели воды в г. Стокгольме (Швеция).
10.2. Оформление документов для участия в Конкурсе, а также все необходимые подготовительные процедуры осуществляет учреждение образования «Республиканский центр экологии и краеведения» (национальный организатор), зарегистрированный на сайте Стокгольмского юниорского водного конкурса http://www.siwi.org/prizes/stockholmjuniorwaterprize/, согласно инструкциям организаторов Международного конкурса.