Туристско-краеведческий профиль учреждения организует работу следующих объединений по интересам: «Туризм и спортивное ориентирование», «Спортивное ориентирование», «Географы-краеведы», «Туристско-прикладное многоборье в технике пешеходного туризма», «Юный краевед», «Юный экскурсовод», «Подготовка к военной службе», «Скаутинг для девочек».
Занятия организуются с учетом возрастных и физиологических особенностей обучающихся. Программы объединений по интересам разработаны на основе типовых программ дополнительного образования детей и молодежи (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 20.10.2023 № 325).
Программы реализуются на базовом уровне обучения с целью формирования разносторонне развитой, нравственной зрелой, творческой личности обучающегося средствами туризма и краеведения.
«Туризм и спортивное ориентирование»
(руководители – педагоги дополнительного образования Гусев Владимир Владимирович, Суббот Ирина Дорофеевна, Цандо Раиса Николаевна)
Спортивное ориентирование и туризм все шире используются во всём мире как средство активного отдыха, развития личности, укрепления здоровья, повышения культурного уровня человека, разумного использования свободного времени.
В спортивном ориентировании и технике пешеходного туризма интегрируются все основные стороны воспитания: идейно-нравственная, трудовая, эстетическая, физическая, патриотическая и др.
Занятия туризмом и спортивным ориентированием направлены на одновременное освоение азов техники пешеходного туризма и спортивного ориентирования и обретения соревновательного опыта. С возрастом происходит разделение обучающихся по направлениям деятельности с учётом их индивидуальных способностей и интересов: одни продолжают заниматься только спортивным ориентированием, другие – техникой пешеходного туризма. На третьем и последующих годах обучения более углубленно изучаются и совершенствуются тактико-технические приёмы и методы в ориентировании и туризме.
«Спортивное ориентирование»
(руководители – педагоги дополнительного образования Копоть Олег Геннадьевич, Белошицкий Василий Николаевич, Кушнеров Павел Александрович)
Спортивное ориентирование интересно обучающимся разных возрастов. Воспитательная, образовательная, оздоровительная стороны этого вида спорта многогранны и способствуют гармоничному развитию личности.
В течение первых двух лет обучающиеся проходят курс формирования умений и навыков ориентирования, приобщаются к учебно-тренировочному процессу и начинают совершенствовать спортивное мастерство. В последующие годы ведется учебно-тренировочный процесс по совершенствованию спортивного мастерства и по улучшению личных спортивных достижений.
«Юный краевед»
(руководители – педагоги дополнительного образования Кузьмич Дарья Васильевна, Вишневецкая Ирина Алексеевна, Чмель Екатерина Игоревна).
Краеведение позволяет приобщать детей к всестороннему изучению своей малой родины, возрождению региональных культурных традиций и обрядов, сохранению историко-культурного и природного наследия.
На занятиях в объединениях по интересам обучающимся создаются условия для формирования общечеловеческих гуманистических ценностей; практические и теоретические виды занятий способствуют развитию интереса к изучению родного края, являются начальным этапом формирования научно-исследовательских навыков учащихся. В ходе освоения программы объединения по интересам обучающиеся изучают культурные и духовные традиции белорусского народа, знакомятся с экономическим, историческим, природным, художественным, а также комплексным краеведением.
«Географы - краеведы»
(руководитель – педагог дополнительного образования Кузьмич Александр Викторович)
Занятия в объединениях по интересам содействуют нравственному, эстетическому, экологическому и физическому воспитанию обучающихся. Изучение общих географических вопросов опирается на местный краеведческий материал и изучение географии как учебного предмета становится более понятным, интересным, привлекательным и практико-ориентированным для обучающихся.
Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети знали истоки, историю, культуру своего края. На занятиях в объединениях по интересам обучающиеся изучают прошлое и настоящее родного края, обычаи, традиции и духовную культуру своего народа. Занятия способствуют расширению знаний по географии, биологии, экологии, истории, полученных в учреждении общего среднего образования. Благодаря спланированной работе учащиеся вовлечены в активную практическую деятельность как по изучению природы своего края, её особенностей, так и по ее охране.
«Юный экскурсовод»
(руководитель – педагог дополнительного образования Чмель Екатерина Игоревна).
Программой объединения по интересам предусмотрены теоретические и практические занятия, направленные на получение знаний по историческому, культурному и социально-экономическому развитию нашей страны; о природных условиях, об архитектурно-исторических памятниках Беларуси.
На практических занятиях создаются условия для формирования навыков самостоятельного отбора экскурсионных объектов, составления маршрута экскурсий, подбора наглядных пособий в «портфель экскурсовода», написания текстов экскурсий.
Итогом деятельности объединения по интересам является подготовка текста обзорной экскурсии по городу, ее защита на маршруте и создание картосхемы с основными достопримечательностями города
«Туристско-прикладное многоборье в технике пешеходного туризма
(ТПМ в ТПТ)»
(руководитель – педагог дополнительного образования Кирикович Вадим Леонидович)
Туристско-прикладное многоборье – самостоятельный, активно развивающийся вид спортивного туризма и соревнования, целью которых является выявление сильнейших команд и спортсменов, повышение их технического и тактического мастерства. Программа раскрывает такие вопросы, как техническая и тактическая подготовка, общая и специальная физическая подготовка, изучение правил соревнований. Важным элементом обучения также является участие в соревнованиях и учебно-тренировочных сборах.
Программа представляет собой новый проект в области подготовки обучающихся, занимающихся ТПМ в ТПТ, с использованием практического опыта многолетней работы педагогов дополнительного образования детей и молодежи Республики Беларусь по данному направлению.
Отличительной особенностью программы является одновременное получение теоретических знаний учащихся с овладением практическими навыками.
«Подготовка к военной службе»
(руководитель – педагог дополнительного образования Климук Вадим Игоревич)
Программа «Подготовка к военной службе» базируется на выполнении социального заказа государства в воспитании молодежи: обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать и учиться на его благо. Поэтому особое место в воспитании подрастающего поколения отводится воспитанию патриотизма, чувства любви к Родине.
Особенностью программы является одновременное изучение теоретических основ дисциплин с возможностью закрепления их на практике.
В настоящее время в нашей стране наряду с традиционными задачами подготовки подрастающего поколения к военной службе появилась необходимость ориентировать учащихся на выбор профессии офицера, спасателя, пожарного, сотрудника правоохранительных органов. Именно это является основополагающим программы «Подготовка к военной службе», обуславливая ее своевременность и целенаправленность.
«Скаутинг для девочек» (гайдинг)
(педагог дополнительного образования - Дмитриева Елена Георгиевна)
Программа объединения по интересам направлена на создание условий для социальной адаптации подростка, его личностного развития с учетом гендерного аспекта формирования личности и возможностей для самореализации.
Занятия объединения по интересам рассчитаны на девочек-подростков с целью формирования у них нравственных принципов, ценностных ориентаций, культуры межличностных отношений, трудолюбия, отзывчивости, любви к Родине.
Программа объединения по интересам носит интегрированный характер, придерживается принципов детского общественного объединения «Ассоциация белорусских гайдов» и состоит из самостоятельных тематических модулей, включающих в себя базовые знания и навыки здорового образа жизни, элементы походной практики, исторического и природного краеведения.