Туристско-краеведческий профиль учреждения организует работу следующих объединений по интересам: «Туризм и спортивное ориентирование», «Спортивное ориентирование», «Географы-краеведы», «Историки-краеведы», «Юный краевед», «Юные экскурсоводы», «Мой город», «Веста», «Скаутинг для девочек», «Тропинками малой родины», «Литературное краеведение», «Родной город». Занятия организуются с учетом возрастных и физиологических особенностей обучающихся. Программы объединений по интересам разработаны на основе типовой программы дополнительного образования детей и молодежи туристско-краеведческого профиля (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 06.09.2017 № 123).
Программы реализуются с целью формирования разносторонне развитой, нравственной зрелой, творческой личности обучающегося средствами туризма и краеведения.
«Туризм и спортивное ориентирование»
(руководители – педагоги дополнительного образования Гусев Владимир Владимирович, Суббот Ирина Дорофеевна, Цандо Раиса Николаевна)
Спортивное ориентирование и туризм все шире используются во всём мире как средство активного отдыха, развития личности, укрепления здоровья, повышения культурного уровня человека, разумного использования свободного времени.
В спортивном ориентировании и технике пешеходного туризма интегрируются все основные стороны воспитания: идейно-нравственная, трудовая, эстетическая, физическая, патриотическая и др.
Занятия туризмом и спортивным ориентированием направлены на одновременное освоение азов техники пешеходного туризма и спортивного ориентирования и обретения соревновательного опыта. С возрастом происходит разделение обучающихся по направлениям деятельности с учётом их индивидуальных способностей и интересов: одни продолжают заниматься только спортивным ориентированием, другие – техникой пешеходного туризма. На третьем и последующих годах обучения более углубленно изучаются и совершенствуются тактико-технические приёмы и методы в ориентировании и туризме.
«Спортивное ориентирование»
(руководители – педагоги дополнительного образования Копоть Олег Геннадьевич, Белошицкий Василий Николаевич, Суббот Ирина Дорофеевна)
Спортивное ориентирование интересно обучающимся разных возрастов. Воспитательная, образовательная, оздоровительная стороны этого вида спорта многогранны и способствуют гармоничному развитию личности.
В течение первых двух лет обучающиеся проходят полный курс формирования умений и навыков ориентирования, приобщаются к учебно-тренировочному процессу и начинают совершенствовать спортивное мастерство. В последующие годы ведется учебно-тренировочный процесс по совершенствованию спортивного мастерства, по улучшению личных спортивных достижений.
«Юный краевед»
(руководители – педагоги дополнительного образования Охримук Ирина Владимировна, Кузьмич Дарья Васильевна, Вишневецкая Ирина Алексеевна, Чмель Екатерина Игоревна).
Краеведение позволяет приобщать детей к всестороннему изучению своей малой родины, возрождению региональных культурных традиций и обрядов, сохранению историко-культурного и природного наследия.
На занятиях в объединениях по интересам обучающимся создаются условия для формирования общечеловеческих гуманистических ценностей; практические и теоретические виды занятий способствуют развитию интереса к изучению родного края, являются начальным этапом формирования научно-исследовательских навыков учащихся. В ходе освоения программы объединения по интересам обучающиеся изучают культурные и духовные традиции белорусского народа, знакомятся с экономическим, историческим, природным, художественным, а также комплексным краеведением.
«Географы - краеведы»
(руководитель – педагог дополнительного образования Кузьмич Александр Викторович)
Занятия в объединениях по интересам содействуют нравственному, эстетическому, экологическому и физическому воспитанию обучающихся. Изучение общих географических вопросов опирается на местный краеведческий материал и изучение географии как учебного предмета становится более понятным, интересным, привлекательным и практико-ориентированным для обучающихся.
Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети знали истоки, историю, культуру своего края. На занятиях в объединениях по интересам обучающиеся изучают прошлое и настоящее родного края, обычаи, традиции и духовную культуру своего народа. Занятия способствуют расширению знаний по географии, биологии, экологии, истории, полученных в учреждении общего среднего образования. Благодаря спланированной работе учащиеся вовлечены в активную практическую деятельность как по изучению природы своего края, её особенностей, так и по ее охране.
«Юные экскурсоводы»
(руководитель – педагог дополнительного образования Чмель Екатерина Игоревна).
Программой объединения по интересам предусмотрены теоретические и практические занятия, направленные на получение знаний по историческому, культурному и социально-экономическому развитию нашей страны; о природных условиях, об архитектурно-исторических памятниках Беларуси.
На практических занятиях создаются условия для формирования навыков самостоятельного отбора экскурсионных объектов, составления маршрута экскурсий, подбора наглядных пособий в «портфель экскурсовода», написания текстов экскурсий.
Итогом деятельности объединения по интересам является подготовка текста обзорной экскурсии по городу, ее защита на маршруте и создание картосхемы с основными достопримечательностями города.
Занятия в объединении по интересам направлены на формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии, нравственной, эстетической и экологической культуры, культуры семейных отношений; подготовку к самостоятельной жизни.
«Историки-краеведы»
(руководитель – педагог дополнительного образования Строкач Александр Петрович)
В объединениях по интересам организуется изучение и исследование родного края от отдельного города, деревни до района или области с точки зрения истории, культуры, этнографии, географического положения и др. Это способствует осознанию и пониманию особенностей социально-экономической, политической, конфессиональной, культурной жизни региона. Через изучение родного края создаются условия для формирования чувства гордости и любви к своей Родине – Беларуси.
Занятия в объединении по интересам «Историки-краеведы» способствуют возрождению региональных культурных традиций и обрядов, сохранению историко-культурного и природного наследия своей малой родины и страны.
Краеведение является не только рациональным средством организации свободного времени и оздоровления, но и ресурсом непрерывного образования. Содержание данной программы содействует поиску инновационных методов наряду с активным использованием традиционных видов, форм и средств краеведения в системе дополнительного образования детей и молодежи.
«Мой город»
(руководители – педагоги дополнительного образования Покалюк Ирина Николаевна, Королева Надежда Александровна, Кузьмич Дарья Васильевна, Стасюк Алла Андреевна, Левчук Наталья Константиновна)
Программа объединения по интересам направлена на формирование осознания у обучающихся места и роли родного города в истории Республики Беларусь, а также установления взаимосвязи с историей и культурой европейских стран. Это является важнейшим фактором гражданского воспитания, расширяющим кругозор и развивающим познавательные интересы обучающихся; приобщает их к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения; способствует формированию любви к своей малой родине.
История города представляет собой довольно сложный объект краеведческой деятельности, отмечается ёмкостью содержания краеведческого материала, его хронологическим размахом. Программа объединения по интересам включает в себя изучение экономического, политического и культурного развития города в различные исторические эпохи; конкретных исторических памятников; биографий и деятельности знаменитых людей Брестчины, вписавших замечательные страницы в мировую историю.
«Родной город»
(руководитель – педагог дополнительного образования Яцевич Наталья Васильевна).
Программа объединения по интересам ставит своей целью заинтересовать учащихся знаниями по истории своей родины, своего города, дать начальные представления о культуре, этнографии, традициях и обычаях своей малой родины, способствует воспитанию любви к Отечеству. На занятиях учащиеся знакомятся с основами краеведения.
В ходе практических занятий закрепляются теоретические знания, активно используются при этом документальные материалы, музейные коллекции, фотографии, рисунки разнообразных культурно-исторических и архитектурных достопримечательностей.
Программой предусмотрено вовлечение обучающихся в начальную исследовательскую и творческую деятельность: изучение истории местных памятников (храмы, монастыри, усадьбы, парки, памятные места и др.), своей родословной и истории о своей малой родине.
«Тропинками малой родины»
(руководитель - педагог дополнительного образования Дылюк Андрей Александрович).
Программа объединения по интересам направлена на создание условий для воспитания у подрастающего поколения бережного отношения к природному и культурному наследию родного края, формирование физического совершенствования и культуры здорового образа жизни, содействие росту духовно-нравственного воспитания и патриотизма.
Программа позволяет расширить общие представления об истории малой родины, ее культуре, богатстве и разнообразии национального колорита.
Программой предусмотрено вовлечение обучающихся в поисково-исследовательскую и проектную деятельность, расширение и углубление знаний по образовательным дисциплинам, создание условий для формирования интереса к путешествиям, экскурсиям, особенностям походной жизни. Программа разработана с акцентом на использование регионального потенциала.
«Скаутинг для девочек» (гайдинг)
(педагог дополнительного образования - Дмитриева Елена Георгиевна)
Программа объединения по интересам направлена на создание условий для социальной адаптации подростка, его личностного развития с учетом гендерного аспекта формирования личности и возможностей для самореализации.
Занятия объединения по интересам рассчитаны на девочек-подростков с целью формирования у них нравственных принципов, ценностных ориентаций, культуры межличностных отношений, трудолюбия, отзывчивости, любви к Родине.
Программа объединения по интересам носит интегрированный характер, придерживается принципов детского общественного объединения «Ассоциация белорусских гайдов» и состоит из самостоятельных тематических модулей, включающих в себя базовые знания и навыки здорового образа жизни, элементы походной практики, исторического и природного краеведения.
«Веста»
(педагог дополнительного образования - Дмитриева Елена Георгиевна)
Программа объединения по интересам имеет социально-педагогический профиль и ориентирована на девушек-подростков, их социализацию, адаптацию к жизни в обществе.
Программа направлена на создание условий для повышения уровня нравственного самосознания, мотивации на саморазвитие обучающихся, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном совершенствовании, профилактику различных форм и моделей рискованного поведения, формирование эффективных межличностных коммуникаций.
Программа объединения по интересам раскрывает содержание отдельных тем образовательных областей по вопросам психологической культуры, гендерной культуры, профессиональной ориентации.