ГУО «Пелищенская средняя школа» Каменецкого района
Сценарный план краеведческого квеста «Моя деревня»
Аннотация. В статье рассматривается вопрос о таком педагогическом приёме,как игра, об актуальности краеведческой квест-игры, её развлекательно-познавательной функции.
Ключевые слова: игра,краеведение,познание,развлечение,общения детей и взрослых.
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности ребенка, его морально-волевых качеств, в игре реализуются его потребность воздействия на мир.
Игра является средством развлечения людей, их общения, отдыха. В игре человек получает удовольствие, снимает нервное напряжение. Она носит характер активной познавательной деятельности, становится действенным средством умственного и физического развития, нравственного и эстетического воспитания. У игры своя природа, свое строение, совокупность устойчивых связей, обеспечивающих ее целостность, взаиморасположение и связь составных частей, своя структура. Природой игры можно считать «атмосферу» и все, что связано с настроением, возникающим в ходе игры: бодрость, радостное самочувствие, активный жизненный тонус
Концепция мероприятия
Подросткам свойственно стремление к постоянным переменам, новым впечатлениям, сильным эмоциям. Традиционные формы работы с современными подростками не всегда эффективны и привлекательны.
Новая форма должна быть и увлекательной и познавательной, содержать элементы соревнования, возможность творчески проявить себя, работать индивидуально и в составе команды, иначе говоря, быть одновременно предельно разнообразной и целостной. Этим критериям в определенной мере отвечает так называемый «квест».
Сама идея классического квеста вполне отвечает запросам современных подростков и может увлечь их своей новизной и духом приключений. Поэтому родилась идея разработать сценарий игры-приключения «Моя деревня».
Цель: | Формирование у обучающихся познавательного интереса к изучению истории малой Родины |
Задачи: | воспитание любви к родному краю, бережного отношения к его истории и традициям;способствовать развитию коммуникативных умений, организаторских способностей обучающихся посредством вовлечения каждого участника в коллективную деятельность;способствовать обучению детей приёмам поиска информации, используя различные источники |
Время проведения: | 60 - 90 минут |
Дата: | 10 декабря 2022 г. |
Место проведения: | ГУО «Пелищенская средняя школа» Каменецкого района (Брестская обл., Каменецкий р-н., аг. Пелище, ул. Первомайская-41) |
Категория участников и состав команды: | Учащиеся 8-10 классов; состав команды 6-8 человек (в состав команды может входить классный руководитель) |
Перечень источников информации для участников: | http://pelisce.kamenec.edu.by/ru/main.aspx?guid=32001; https://vk.com/club79758789 книга «Память» Каменецкого района |
Спикер: | Оробейко Василий Васильевич, руководитель по военно-патриотическому воспитанию Пелищенской средней школы (т. – (29) 729-75-86; e-mail: or_vas@mail.ru |
Программа мероприятия
1.Подготовительный этап
За 1 месяц до даты проведения квеста организаторами готовиться положение об игре и доводится до сведения участников. В положении прописываются правила проведения и даются ссылки на источники информации, которую команды должны проработать для успешного прохождения испытаний. Информация размещена на сайте школы в разделе «Краеведение». Ссылка приведена выше.
В это же время формируются команды (в нашем случае – команды 8-10 классов). Перед игрой готовятся «маршрутные документы» и подбирается состав судейской коллегии.
Непосредственная подготовка участников игры проводится в классах под руководством классного руководителя и самостоятельно.
В назначенное время (день поведения квеста) участники собираются в вестибюле школы. Проводится торжественное открытие мероприятия
После жеребьёвки командам вручаются маршрутные листы с указанием порядка прохождения станций, и даётся старт игре.
Примечание. В данной разработке маршрутные листы приведены с правильными ответами. В реальной игре маршрутные листы заполняются участниками непосредственно при выполнении заданий.
Задача команд – пройти указанные в маршрутных листах станции (станции оборудованы в учебных кабинетах) и выполнить ряд заданий.
Описание станций
Станция № 1. «Административное здание Пелищенского сельского Совета»
Ведущий: Уважаемые участники игры! Вы пришли на станцию №1 «Административное здание Пелищенского сельского Совета». Здание введено в эксплуатацию в 1991 году. В это время сельский Совет возглавлял Феоктистов Михаил Васильевич. Сейчас в этом здании располагается Пелищенский сельисполком, а также офисы некоторых других организаций. Предлагаю вам ответить на несколько вопросов, связанных с историей и настоящим днём Пелищенского сельского Совета. Свои ответы занесите в маршрутный лист.
Команда: | ||
Станция № 1 | «Административное здание Пелищенского сельского Совета» | |
Сколько деревень расположены на территории Пелищенского сельского Совета ? | 12 | |
Кто в настоящее время является председателем Пелищенского сельского Совета? | Голубкович Светлана Николаевна | |
Укажите почтовый адрес этого здания. | ул. Первомайская, д.39 | |
Где до 1991 года располагалось здание Пелищенского сельского Совета? Какова его дальнейшая судьба? | в центре деревни около магазина; было снесено в 2009 году | |
Какие организации находятся в этом здании? | филиал ОАО «Беларусбанк», отделение связи «Пелище», комплексный приёмный пункт, АТС, ОПОП | |
Как называется улица, которая берёт начало у здания сельского Совета? | ул. Солнечная | |
Время работы на станции – 10 минут. После окончания работы листы сдаются ведущему.
Станция №2. «Старый парк»
Ведущий: Уважаемые участники игры! Вы попали на станцию №2. Сейчас вам предстоит ответить на несколько вопросов, связанных с этим интересным природным и историческим объектом. Свои ответы занесите в маршрутный лист.
Команда: | ||
Станция № 2 | «Старый парк» | |
Когда началась закладка старого парка? Для каких целей он был заложен? | конец XIX века, место отдыха + выращивание овощей | |
Какие строения располагались в парке вплоть до 50-х годов прошлого века? | 2 барака, в которых проживали работники | |
Из чего состояла водная система парка в начале ХХ века? | родник, обводной канал, пруд | |
При помощи старой карты определите, как называлось имение в то время. | фольварк ЖитИнь | |
Назовите имя и фамилию последнего владельца усадьбы. | Станислав Гутовский | |
Какие преобладающие виды деревьев произрастают в парке? | липа, ясень, каштан, дуб | |
Время работы на станции – 10 минут. Для ответа на вопрос 4 команде выдаётся фрагмент карты окрестностей д. Пелище начала ХХ века.
После окончания работы листы сдаются ведущему.
Станция №3. «Храм Свято Рождества Богородицы»
Ведущий: Добрый день, уважаемые участники квеста! Вы находитесь на станции №3. Для успешного прохождения испытания вам предстоит ответить на несколько вопросов, связанных с историей этого Храма. Свои ответы занесите в маршрутный лист.
Команда: | ||
Станция № 3 | «Храм Свято Рождества Богородицы» | |
Назовите имя помещика, который выделил средства на постройку православного храма в д. Пелище в 1800 году. | Фома Кошиевский (Конюшевский) | |
Что произошло с этим храмом? | сгорел во время грозы | |
Назовите год постройки нового здания Храма. | 1997 г. | |
Кто в настоящее время является настоятелем храма Свято Рождества Богородицы? | отец Василий (иерей Василий Ищенко) | |
В 100 метрах от храма в начале ХХ века находилось ещё одно здание. Что в нём находилось? | здание волостной управы (до 1921 года д. Индычи была центром Житинской волости Брестского уезда) | |
На фотографии изображена самая старая могила из сохранившихся на нашем православном кладбище. Ей более 100 лет. Кто здесь похоронен? | Константин и Лидия Богуны (дети учителя Пелищенского народного учителя Семёна Богуна) | |
Время работы на станции – 10 минут. К вопросу №6 прилагаются фотографии.
После окончания работы листы сдаются ведущему.
Станция №4. «Посёлок Дружба»
Ведущий: В конце 60-х годов прошлого века в окрестностях деревни Пелище началось строительство огромных по своим подземным масштабам хранилищ топлива (объект №123) и компрессорных станций на продуктопроводе Мозырь – ЗападнаяЕвропа. Одновременно строился и жилой посёлок для рабочих и их семей.
С этим событием связано значительное преобразование нашей деревни. Правильные ответы на несколько вопросов приблизят вас к финишу нашего квеста. Удачи!
Команда: | ||
Станция № 4 | «Посёлок Дружба» | |
Для какой цели строились хранилища топлива и компрессорные станции ? | для нужд военной техники группы советских войск в Восточной Германии | |
Сколько многоэтажных жилых домов было построено? | 6 | |
Назовите годы строительства посёлка. | 1964-1967г. г. | |
Какие ещё объекты, кроме жилых домов, включал новый посёлок? | детский сад, амбулатория, магазин, узел связи | |
Что сейчас находится на этих объектах ? | предприятия деревообработки, ангары, для хранения техники, объекты ЖКХ, цех мясопереработки | |
На старой фотографии изображено некоторое событие (к нему мы ещё вернёмся) на фоне строящегося дома. Сравнив эту фотографию с реальностью, попробуйте определить, что это за здание? | здание Пелищенской средней школы | |
Время работы на станции – 10 минут. К вопросу №6 прилагаются фотография.
После окончания работы листы сдаются ведущему, и команда продолжает движение по маршруту.
Станция №5. «Освобождение деревни Пелище»
Ведущий: Уважаемые участники квеста! Вы прибыли на последнюю станцию нашего приключения. Перед вами на экране огромное поле, где летом 1944 года произошёл бой за освобождение деревни Пелище. Эту интересную страничку истории нашего населённого пункта вам сейчас предстоит прочитать. Ответьте, пожалуйста на несколько вопросов. Удачи!
Команда: | ||
Станция № 5 | «Освобождение деревни Пелище» | |
Назовите точную дату боя за освобождение деревни Пелище. | 21 июля 1944 года | |
Какие воинские подразделения освобождали нашу деревню? | 19 механизированная бригада 1-го механизированного корпуса, 152 стрелковая дивизия | |
Укажите на схеме лесного массива точное расположение братской могилы, в которой были похоронены 9 воинов-танкистов, погибших в этом бою. | северная опушка лесного массива, у лесной дороги | |
Сколько всего человек погибло в бою за освобождение деревни? | более 140 | |
На фотографии – братская могила в центре нашей деревни, где похоронены найденные на этом месте воины-танкисты и памятник на ней – танк Т-34. Когда состоялось открытие памятника на братской могиле? | апрель 1975 года ( в канун 30-летия Великой Победы) | |
Где и когда первоначально были перезахоронены останки советских воинов из найденной братской могилы? | у здания строящейся Пелищенской средней школы в апреле 1973 года | |
Время работы на станции – 10 минут. К вопросу №5 прилагается фотография.
После окончания работы листы сдаются ведущему, и команды следуют в актовый зал школы, где проходит заключительное испытание и подводятся итоги игры.
Ведущий: Уважаемые участники квеста! Вы успешно прошли все 5 испытаний и сейчас нам необходимо подвести итоги игры.
На каждой из 5-ти станций вы ответили на 6 вопросов. Всего 30 вопросов, связанных с историей нашей деревни. Сейчас вы получите конверты с тридцатью фрагментами некоторого текста (пазлы). Вам нужно сложить цельную картинку и узнать имя помещика, во владении которого находилась деревня Пелище в первой половине XVIII века. Но из ваших конвертов будут изъяты столько фрагментов, сколько неправильных ответов вы дали на предварительных испытаний. Кто быстрее справится с заключительным испытанием, тот и будет объявлен победителем нашего краеведческого квеста «Моя деревня».
(правильный ответ: Вацлав Матушевич)
Подведение итогов игры. Награждение победителей.